ПЭМАНДР - пастырь человеческий
Однажды размышлял я о существах; мысль моя реяла в высотах, и все
телесные чувства застыли словно в тяжелом сне, последствии насыщения,
излишеств или утомления. Мне почудилось, будто огромное существо без
определённых очертаний по имени звало меня и говорило мне: "Что хочешь
ты услышать или увидеть, чему хочешь научиться и чего узнать?" Я сказал
ему: Кто же ты? Он отвечал: "Я Пэмандр - верховный разум. Я знаю, чего
ты хочешь, и я с тобою повсюду." И я сказал: "хочу быть сведущим в
тварях, постигнуть их естество и познать Бога". - "Прими в свой ум всё,
что ты хочешь знать, я научу тебя", сказал он. При этих словах он
изменил свой облик, и тотчас всё открылось мне в одно мгновение, и
увидел я зрелище необъяснимое: всё претворилось в нежный и приятный
свет, чарующий взоры. Вслед затем опустился, колыхаясь, страшный
ужасающий мрак. Мне привиделось, будто мрак превращается в какое-то
неведомое естество, влажное и трепетное, издающее, дымясь, словно огонь,
какой-то зловещий шум. И раздался оттуда вопль, как будто голос огня.
Святое слово снизошло из света в природу, и чистый огонь взметнулся из
влажной природы к высотам; он был тонок, проницателен, и в тоже время
деятелен. И воздух, по лёгкости своей, последовал за огнём; от земли и
воды он поднялся к огню и там как-будто повис. Земля и вода пребывали в
смешении, и нельзя было различить землю с водою, и поколеблены были они
дыханием верховного Слова.
И сказал мне Пэмандр: "Что означает это видение?" - "Я научусь этому"
- отвечал я. "Этот свет, - сказал он, - Я, разум, твой Бог, предтеча
влажной природы, выходящей из мрака. Лучезарное Слово, исходящее от
разума, сын божий". "И что же?" - молвил я. - "Узнай: то, что видит и
слышит в тебе, есть Слово Господне; Разум же - Бог Отец. - Они
неотделимы один от другого, ибо единство - их жизнь". - "Благодарю
тебя", - отвечал я. - "Постигни же свет и познай его."
Говоря так, он долго глядел мне в лицо, и я трепетал от взора его; и
по знаку его, увидел я в уме моём свет и его неисчислимые могущества,
порождение бесконечного мира и приведение в равновесие огня, содержимого
в рьяной силе. Это постиг я из слов Пэмандра.
И так как я был в обомлении, он прибавил: "Ты созерцаешь в уме своём
первичный образ, предтечу безграничного начала". Так сказал мне Пэмандр.
- "Откуда, - возразил я, - явились стихии природы?" Он сказал мне: "По
воле Бог Он же взяв Разум (Слово) и видя в нём строй и красоту, построил
мир по этому образцу, со стихиями, исшедшими из него же, и зачатками
душ. Разум, Бог мужской и женский. Он же есть жизнь и свет, порождает
словами другой творческий разум, Бога огня и дыхания, который образовал
в свой черёд правителей, в их круги заключил чувственный мир и стал им
править посредством того, что называется судьбой.
Слово или разум божий устремилось вскоре от низших стихий и примкнуло
к творческой мысли, ибо они одного естества. И низшие, неразумные стихии
оставлены были в состоянии простой материи. Творческая мысль,
соединённая с разумом, охватив круги и придав им быстрое вращение,
возвратила создания свои к себе и установила круговорот от начала к
концу, как между двумя недоступными гранями, ибо там, где всё кончается,
всё начинается вечно. И повелел Разум, да произведёт круговращение
низших стихий бессловесных животных, лишённых рассудка, воздух понёс
летучих, вода же плавающих. Земля и вода отделены были одна от другой,
ибо так повелел Разум; и земля извела из недр своих содержащихся там
животных, четвероногих, пресмыкающихся, зверей диких и домашних. Но
Разум, Отец всех, он же есть жизнь и свет, породил челове-ка, подобного
себе самому, и возлюбил его, как собственное дитя. Красотою
воспроизводил он образ Отца, и Бог возлюбил воистину свой собственный
образ и вручил ему всех тварей. Но человек, размыслив над делом
творения, захотел творить в свою очередь и разлучился с отцом, вступая в
область творчества. Полновластный, он задумал дело сотворения братьев
своих, и те полюбили его, и каждый из них уподоблял его своему
положению. Тогда, зная своё естество и участвуя в их природе, захотел
преступить он грани кругов и превзойти могущество, что зиждется на огне.
И этот властитель мира и смертных существ, лишённых рассудка, через
гармонию и мощную преграду кругов, явил низшей природе прекрасный образ
Бога. Пред этой дивной красотою, в которой все силы семи правлений
сочетались с подобием Бога, природа улыбнулась от любви, ибо увидела она
красоту человека в воде и тень его на земле. И он, заметив в воде
отражение своего собственного облика, возгорелся любовью к нему и
захотел обладать им. Усилие последовало за желанием и зачата была форма,
лишённая рассудка. Природа охватила возлюбленного своего и окутала его
всего, и соединились они обоюдной любовью. И вот почему, один из всех
существ, живущих на земле, человек двойственен, смертный телом, в своём
естестве же бессмертный; превосходя гармонию мира, он раб своих оков;
мужеский и женский, как его Отец, и превышая сон, он под властью сна."
Чарует меня эта речь, - молвил тогда мой ум. А Пэмандр сказал: "Вот
тайна, скрываемая доныне. Природа, соединясь с человеком, произвела
удивительнейшее из чудес. Он состоял, как я сказал тебе, из воздуха и
огня, подобно семи начальникам гармонии; природа не остановилась и
произвела семь человек, мужчин и женщин, высшего строя, сообразно семи
правителям." "О Пэмандр, - воскликнул я, - продолжай, любознание моё
усугубляется." - "Умолкни же, - молвил Пэмандр, ибо не кончил я мою
речь." - "Молчу", - отвечал я.
"Порождение этих семерых человек, как сказал я, произошло таким
образом: земля явила женское естество, вода - произрождающее начало,
огонь доставил жар, воздух - дыхание и природа произвела тела
человеческого вида. Человек получил от жизни и света душу и разум; душа
явилась к нему от жизни, от света же разум. И все части чувственного
мира пребывали так до полного развития начал и родов. Теперь выслушай
остальное, желаемое тобою услышать. И тогда период закончился, всемирная
связь расторгнута была волею Бога; ибо все животные, вначале двуполые,
одновременно с человеком разделились и образовались самцы с одной
стороны и самки с другой. Тотчас же Бог изрёк своё святое слово:
возрастайте в произращении и умножайтесь в приумножении, и всё моё
деяние и творенья мои; и да знает обладающий разумом, что он бессмертен,
и что причина смерти есть любовь к плоти и да познает он все существа.
И при этих словах Провидение соединило четы, по законам необходимым и
гармоническим, и установило произрождения. И все существа размножились
по родам, а тот, кто познал самого себя, пришёл к совершенному благу; но
тот, кто в заблуждении любви, возлюбил тело, тот и остался блуждающим во
мраке, из-за чувств подвластный условиями смерти." - "Какова же, -
воскликнул я, - великая ошибка невежд, что из-за неё они лишаются
бессмертия?" - "Кажется, - ответил он, - не понял ты того, что слышал;
не велел ли я тебе поразмыслить?" - "Я размышляю, - сказал я, - и
вспоминаю, и благодарю тебя." - "Если ты обдумал, скажи мне, почему
пребывающие в смерти достойны смерти?" - "Потому что наше тело
происходит от той угрюмой мглы, откуда вышла влажная природа; поэтому и
тело, построенное в чувственном мире, кладезь смерти." - "Ты понял, -
сказал он, - почему тот, кто размышлял над собою, идёт к Богу, как
сказано божественным словом?" Я возразил ему: "Потому что из жизни и
света состоит Отец всех вещей, от него же родился человек." - "Благие
слова, - сказал он, - Бог и Отец, от которого родился человек, - свет и
жизнь. Если же ведомо тебе, что произошёл ты от жизни и света и состоишь
из них - пойдёшь ты в жизнь." Таковы были слова Пэмандра. - Скажи мне
ещё, о Разум, как я могу войти в жизнь", - сказал я. И ответил мой Бог:
"Человек, обладающий разумом, да познает себя самого в бессмертии
сущего." - "Итак, не все люди обладают разумом." - "Благие слова, -
сказал он, - подумай, о чём говоришь. Я, разум, присутствую у святых, у
добрых, у чистых, у милостивых, у благочестивых. Моё могущество в помощь
им и тотчас познают они все вещи и призывают Отца с любовью, и к нему
обращают молитвы, благословения и хвалы, ему подобающие, и прежде даже,
нежели покинуть тело своё смерти, ненавидят чувства, деяния которых им
ведомы; или, вернее, я, разум, не допускаю свершиться деяниям плоти.
Словно привратник закрываю я вход деяниям дурным и постыдным, отвращая
желанья. Но что касается безрассудных, порочных и злых, завистливых и
корыстных убийц нечестивых, я далёк от них и предаю их демону-мстителю,
он же изливает в чувство их проницающий огонь, толкает их всё больше ко
злу, чтобы усугубить их кару и беспрерывно растравляет их страсти
ненасытными желаниями, пытает их невидимый враг и живёт в них неугасимое
пламя."
"Ты научил меня всему, чего я желал, о Разум; но просвети меня ещё в
том, как совершается восхождение." На это Пэмандр сказал: "Сначала
тление материального тела предаст его составные части превращениям;
видимый облик становится зримым; (личный) нрав, теряя свою силу,
предаётся демону, чувства возвращаются сообразно к своим источникам и
расплываются в силах (мира). Страсти и желания возвращаются в неразумную
природу; остальное возносится через гармонию, покидая в первой стадии
свойства роста или ущерба, во второй - сноровку зла и уже бессильную
хитрость; в третьей - иллюзию, отныне не властную над желаниями, в
четвёртой - тщеславие власти, отныне неудовлетворимое; в пятой -
нечестивую надменность и безрассудное дерзновение; в шестой -
привязанность к богатствам, теперь бесплодную; в седьмой - коварную
ложь. И избавленный таким образом от деяний гармонии (мира), он является
в восьмую стадию, сохраняя лишь свою личную сущность и поёт с существами
гимны в честь Отца. Пребывающие там ликуют с ним, а он, уподобленный им,
внемлет мелодичному голосу сил, которые превосходят восьмую природу и
воспевают хвалы Богу. И тогда стройно возносятся они к Отцу и примыкают
к силам, и, ставши сами силами, рождаются в Боге. Таково конечное благо
для обладающих знамением - стать Богом. Чего же ты теперь ожидаешь? Ты
научился всему; надлежит тебе указывать путь людям, да спасёт Бог через
тебя человеческий род."
Сказавши так, Пэмандр присоединился к силам. А я, благословляя Отца
всех вещей и воздав ему молитву, воспрянул укреплённый им, постигнув
природу вселенной и великое видение. И начал я проповедовать людям
красоту религии и Знания. О народы, земнородные люди, погружённые в
опьянение, дрёму и Неведение Бога, стряхните ваши чувственные оковы,
очнитесь от вашего оцепенения.
Они услышали и собрались вокруг меня. Я же заговорил: "Почему, о
земнородные люди, предаётесь вы смерти, когда дозволено вам достигнуть
бессмертия? Придите в себя, шествующие в заблуждении, изнывающие в
не-ведении, бегите мрачного света, причаститесь бессмертию, отступив от
тлена."
И одни, насмехаясь, устремлялись в путь смерти; другие,
припадая к ногам моим, умоляли их научить. И я, воспрянув, стал
руководителем человеческого рода, наставлял их моими речами на путь
спасения. Я засевал в них слова мудрости, и питаемы они были водою
амброзии (бессмертия); когда же настал вечер, и померкли последние
проблески солнца, я призвал их к молитве. И совершив евхаристию (дела
благочестия), каждый вернулся к себе на ложе. А я начертал в себе
повесть благостыни Пэмандра и, обладая предметом желаний моих, почил
исполненный радости. Дремота тела произвела прояснение души, мои
сомкнутые очи лицезрели истину, плодотворное молчание принесло в своём
лоне всевышнее благо, наречённые слова были семенами благ. Вот
благодать, высказанная мною от разума моего, т. е. от Пэмандра,
верховного ума; так через божест-венное вдохновение овладел я истиной.
Вот почему всей душою моею и всеми силами благословляю я божественного
Отца:
Свят Бог, Отец всего сущего,
Свят Бог, чья воля совершается его
могуществом.
Свят Бог, восхотевший быть познанным теми, что
принадлежат ему.
Свят ты, создавший бытиё словом твоим;
Свят ты,
чей образ являет природа.
Свят ты, не сотворённый природою.
Свят
ты, который сильнее всякой силы.
Свят ты, который превыше всякого
величия.
Свят ты , который превыше всякой хвалы.
Прими чистую,
словесную жертву души и сердца, устремленных к тебе,
о Неназываемый,
Неизреченный, призываемый в молчании.
Услышь мое желание не
уклониться от знания, доступрно моему существу,
укрепи меня и
исполни этой благодати, чтобы я просветил пребывающих в невежестве
людей,
моих братьев, твоих сыновей.
Верую в тебя и
свидетельствую: я иду к жизни и свету.
Будь благословлен Отец.
Твой сын хочет быть святым с тобою,
поскольку ты дал ему полную
власть.