КОНСПИРОЛОГИЯ
1Предмет
исследования
2 Основная
конспирологическая модель
3
Конспирология и традиционализм
4
Конспирологические вариации
5 Дьявол в
фартуке с молоточком и лопаткой
6 “Лучшего
из гоев убей”
7 Хозяева
процентной паутины
8
Агенты мировой революции
9 Угроза
“Нового Мирового Порядка”
10
Всемирный интернационал ересей
11
Заключение
1 Предмет
исследования
Начиная рассмотрение такой деликатной
проблемы, как “теория заговора”, порождающей вокруг себя страсти (и не
только журналистские, но и политические, и даже юридические!), мы хотели бы
сразу определить специфику нашего подхода к данной теме. Мы совершенно
убеждены, что наличие или отсутствие самого “заговора” ровным счетом ничего
не изменило бы в данной проблематике, так как, хотим мы этого или нет, в
течение последних столетий современной истории конспирологические мотивы в
историографии, в культурологии и даже в повседневной политике играют столь
значительную роль (а в некоторых случаях являются даже наиболее весомым
аргументом), что уже это само по себе заставляет нас внимательно изучать сам
феномен “конспирологии”. Здесь можно провести, естественно, mutatis
mutandis, параллель с религией, которая существует не за счет факта Бога, но
за счет факта Веры. В нашем случае можно было бы сказать, что “заговор”, в
самом общем смысле слова, существует, так так существует целая исторически и
социологически фиксируемая вера в него, основывающаяся, кроме всего прочего,
на более или менее тщательно разработанной и довольно разнообразной
аргументации. Естественно, вопрос во всей своей полноте почти необъятен, и
претендовать на его исчерпывающее рассмотрение мы ни в коей мере и не
собираемся. Для нас, напротив, важнее всего предложить принципиальные
пролегомены для беспристрастного и обоснованного исследования “теории
заговора” вне полемических или чисто фактологических споров. Если в течение,
по меньшей мере, последних столетий множество людей были и продолжают быть
уверенными в существовании более или менее универсальной сети
“заговорщиков”, преследующих какие-то свои особые планы, которые они хотят
навязать человечеству, значит, предмет для изучения уже налицо.
Аргумент, чаще всего приводимый противниками “конспирологического”
подхода к истории, состоит в указании на гротескность бытовой
“конспирологии”, чьи максимы действительно картинно несостоятельны и подчас
абсурдны. (Особенно это характерно для анти-масонских мифов конца XIX-го
века - “дело Таксиля” и т.д.) Но благодаря исследованиям современных
социологов и историков религии (и в особенности Мирча Элиаде), мы знаем, что
неадекватная, на первый взгляд, оценка различными слоями общества тех или
иных исторических феноменов может свидетельствовать (и свидетельствует в
большинстве случаев!) об устойчивых бессознательных архетипах, которые
приводят конкретные факты и события к мифологическим парадигмам, хотя эти
парадигмы и могут оставаться совершенно вне рационального плана. К примеру,
свойственный русскому большевизму мессианский пафос и явные аналогии с
ново-гвинейскими карго-культами (см.М.Элиаде “Мефистофель и Андрогин”)
являются не столько аргументами в пользу того, что эти люди “ошибались”,
“были обмануты” или “поверили в химеру”, сколько свидетельствуют о глубокой
архаичности определенных слоев народа, населявшего Российскую Империю перед
октябрьской революцией и об устойчивости некоторых мифологических комплексов
на уровне коллективного бессознательного. Точно так же дело обстоит и с
бытовой “конспирологией”. Ее чрезмерность и упрощенность суть знаки ее
соответствия каким-то архаическим пластам, которые не могут до конца быть
просветлены рациональностью, но все же стремятся вылиться, восстать из своих
глубин, чтобы донести свое немое и подчас нечленораздельное послание об
“опасности мирового заговора”. И тот факт, что увлечение конспирологией
часто чревато действительным психическим расстройством, с одной стороны, а с
другой, что многие душевнобольные естественно и спонтанно, безо всякой
предварительной подготовки, воспроизводят в общих чертах все этапы
“конспирологической логики” (вспомнить хотя бы различные разновидности
маниакально-депрессивных расстройств!), - все это лишний раз доказывает
укорененность проблемы “заговора” в самых базовых уровнях человеческой и
социальной психики, а отнюдь не служит “доказательством того, что заговор -
это продукт психического расстройства”. Здесь логика обратна. Ослабление по
тем или иным причинам рациональных индивидуализированных структур сознания
выявляет именно то, что является наиболее глубинным содержанием психики, и
лишь высвечивание этого содержания (а отнюдь не бегство от него) может
действительно привести к формированию подлинно полноценной личности,
идеальным примером которой могут служить ортодоксальные религиозные мистики,
пропитывающие психические бездны светом конкретной, рациональной и даже
сверхрациональной теологии.
Как бы то ни было, “конспирология” сама
по себе нуждается, безусловно, в планомерном анализе и изучении, что мы и
предлагаем осуществить (или, по крайней мере, начать осуществлять в меру
возможностей) всем заинтересованным в этой области исследователям, а также
самим сторонникам и противникам тревожной “теории заговора”.
2 Основная конспирологическая
модель
Рассмотрим теперь, что, собственно, имеется
в виду в наиболее общем случае, когда упоминается “заговор”, а точнее,
“заговор в мировом масштабе”, ведь именно идея такого “глобального заговора”
и составляет основу “конспирологии” даже в тех случаях, когда речь идет об
объяснении или “разоблачении” какого-то частного, локального заговора.
Схематически можно сказать, что начальной аксиомой конспирологии
является идея о существовании тайного общества, члены которого стремятся
подчинить себе весь мир и создать совершенно новый порядок, в котором они
будут занимать ключевые позиции и безраздельно властвовать.При этом важно,
что сам предполагаемый порядок будет не безразлично каким, а прямо
противоположным тому, который имеется сейчас или который был “вчера”, то
есть “естественному”. Само тайное общество состоит не просто из “плохих”, но
“обычных” людей, а из особых "гениев Зла”, которые при этом имеют некую
фундаментальную типовую аномалию по сравнению с “нормальным”, "естественным”
человечеством.
Итак, по пунктам:
1 - В центре “заговора” стоят
люди.
2 - Эти люди
скрыты под покровом тайны.
3 - Эти люди принципиально дефектны в самой своей
основе.
4 - Цель
“заговора” - в создании “анти-реальности”, соответствующей
“анти-нормальности” самих заговорщиков.
5 - Негативная цель “заговора” -
уничтожение “естественного”, “нормального” порядка вещей, который
является “преградой” и “препятствием” (или, по меньшей мере,
порабощение и подчинение “нормальной” реальности).
Сразу же надо заметить, что первый пункт отнюдь не является
тавтологическим утверждением. Напротив, он является одной из самых
фундаментальных черт специфически современной (то возникшей есть после эпохи
Просвещения) конспирологии, в отличие от аналогичных концепций, которые
могут наличествовать в традиционных обществах, в обществах сакральных. В
принципе, наличие у истории некоторой цели, некоторой логики и некоторых
предопределенных этапов признается всеми религиозными доктринами, а также
некоторыми чисто профаническими учениями (такими, как марксизм с его логикой
“смены экономических формаций”). Но чаще всего религиозные догматы возлагают
ответственность за циклический ход истории, постоянно удаляющейся от своего
сакрального истока, а значит, постоянно деградирующей, на безличные силы
Рока, Судьбы или на внечеловеческих исполнителей Предопределения - Ангелов,
Демонов, Сущностей Мрака, который “тянут” человечество к эсхатологическому
падению и разложению. В современной же конспирологии неизменно
подчеркивается именно человеческий характер заговора, а телеологические идеи
Предопределения, как правило, играют вспомогательную роль, и то, только у
определенного типа конспирологов (о чем мы будем говорить подробнее ниже).
“Заговор” - это обязательно “заговор людей”, и не случайно появление
исторической конспирологии совпадает именно с эпохой Просвещения, когда
“гуманистический”, “чисто человеческий” фактор стал культурной доминантой у
определенной части человечества (т.е. на Западе).
В целом Новое
время было резким разрывом с последними инерциальными остатками сакральной
цивилизации в Европе, которая начала стремительно дезинтегрироваться,
начиная с последних столетий Средневековья. И Новое время стало торжеством
“человека”, взятого как некая causa sui. И параллельно с наступлением
“гуманизма” на все сферы культуры, историческая Предопределенность, вера в
которую в реальности на многие столетия пережила собственно крах религиозной
цивилизации на Западе, облеклась в форму “тайного общества” людей, которые
ответственны за негативный исторический ход событий, за все “зло”,
происходящее в обществе и в цивилизации в глобальном масштабе.
Таким
образом, конспирология в большинстве случаев сопряжена со “светским”,
“лаическим”, “нерелигиозным” отношением к логике истории. Но одновременно
типичное конспирологическое сознание на практике пропитано и пониманием
неизбежности такого поворота событий, что очевидно является рудиментом
сакрального мировоззрения. Чтобы быть точным, для конспирологии в целом
свойственно именно сочетание “светских” и “религиозных” мотивов (а точнее,
“гуманизма” и “фатализма”), и это сочетание (которое, кроме всего прочего,
чаще всего остается неосознанным) объясняет особую экстравагантность,
зачастую свойственную конспирологическим концепциям.
То, что
общество “заговорщиков” является тайным, также следует из двойственного
подхода и к пониманию механизмов истории. С одной стороны, оно скрыто от
обычных глаз, как скрыты потусторонние силы Зла для верующих людей, с другой
стороны, это - все же общество, то есть некая социальная структура, а не
“демоническая свита Дьявола” и не “войско Асуров” в индуизме.
Точно
так же и “новый всемирный порядок”, являющийся целью “заговорщиков”,
мистичен, как “апокалиптическое царство Анти-Христа”, но одновременно
по-человечески рационален, лишь в особой обратной, но столь же
“гуманистической” логике. Например, вместо “лучших” там будут править
“худшие”, вместо “нормы” там будет узаконена “патология” и т.д.
И
наконец, агрессия “заговорщиков” против настоящего статус- кво в данном
конкретном обществе (и важно заметить, что, если конспирологи одного
поколения обвиняли “заговорщиков” в разрушении данного общественного
устройства, то сплошь и рядом конспирологи следующего поколения обвиняют тех
же “заговорщиков” в разрушении того строя, который для их предшественников
был синонимом “анти-цивилизации” и “голубой мечтой” самих “заговорщиков”, но
“видимых” в оптике предыдущего этапа истории) - эта агрессия постоянна лишь
в одном: она всегда направлена против того, что есть сейчас, и при этом,
чаще всего, что же именно есть сейчас не так уж и важно. Так, и для
религиозного сознания деградация реальности, универсальное “грехопадение”
мира имеет только одно направление - ко все большему и большему разложению
вплоть до последней эсхатологической катастрофы и новой интеграции с
Принципом. А поэтому и для конспирологов негативен сам ход истории
цивилизации, а не конкретная ее фаза. Эта ненависть к настоящему и
инкриминируется “заговорщикам” в каждую конкретную эпоху по мере того, как
меняются общественные устройства и политические приоритеты.
Все эти
выделенные моменты прекрасно сообразуются с полу -бессознательным характером
конспирологических концепций, в которых в качестве “архаического”,
“инерциально и бессознательно религиозного” элемента выступает смутное
понимание сакрального детерминизма Истории, ее циклическая
Предопределенность, а в качестве “рациональной надстройки”
позитивистски-гуманистическое представление о “человеке как творце истории”.
Отсюда, кстати, и частый привкус ментальной патологии у конспирологов - это
следствие сочетания двух разнородных систем координат в одном и том же
подходе к рассмотрению реальности. Поэтому сами “заговорщики” в глазах их
разоблачителей приобретают характер особых монстров, в которых
“человеческое” (и, естественно, все человеческие пороки) сопрягаются уже с
“нечеловеческим”, отражая тем самым изначальную установку самих
конспирологов, в сознании которых оба эти плана, как правило, перемешаны.
3 Конспирология и
традиционализм
Теперь мы сделаем небольшое
отступление и затронем несколько иную, но, тем не менее, непосредственно
сопряженную с конспирологией сферу.Мы имеем в виду то, что сегодня с
определенной степенью условности называют “традиционалистская мысль” (“la
pensee traditionnelle”). Речь идет об особом направлении, которое
представляет собой беспощадную критику современного мира, но в отличие от
подавляющего большинства критиков современной цивилизации традиционалисты
основываются на ценностях не “гуманистических” и “прогрессивных”, но на
ценностях Интегральной Традиции, понимаемой как “тотальный феномен”,
подчиняющий себе все аспекты общественной, политической и культурной жизни.
Наиболее выдающимся представителем и, возможно, даже основоположником такого
подхода был французский эзотерик Рене Генон, сформулировавший базовые
принципы “традиционалистского” подхода. Ретроспективно, уже после Генона, к
предтечам традиционализма были причислены такие знаменитые “теократические
консерваторы” Запада, как Доносо Кортес и Жозеф де Мэстр, а также некоторые
писатели “оккультистского” направления (и в первую очередь, Сэнт-Ив
д’Альвейдр). Но все же именно Генон и мыслители, на которых он оказал
решающее влияние, стали “традиционалистами” в полном смысле этого термина.
Конспирологические мотивы, безусловно, не являлись и не являются
центральными для традиционалистов, но они в то же время всегда проявляли к
ним огромный интерес (о чем свидетельствует, помимо всего прочего, тот факт,
что сам Генон сотрудничал некоторое время с таким знаменитым конспирологом и
анти-масоном, как Абель Кларен де ла Рив, и даже писал в его журнале
“Анти-масонская Франция” под псевдонимом “Сфинкс”). Но дело даже не в том,
что конспирология в какой-то мере занимала традиционалистское сознание; для
нас гораздо важнее, что именно традиционалисты сформулировали впервые и с
предельной ясностью интеллектуальную и историческую парадигму того феномена,
который у обычных конспирологов именуется, как правило, “заговором”.
Традиционалисты, полностью признавая непререкаемый авторитет сакральной и
религиозной Традиции и доводя до последних границ применение традиционных
учений ко всей сфере цивилизационных и исторических феноменов, были (по
меньшей мере, теоретически) свободны от предрассудков “гуманистического” и
“позитивистского” сознания, которые, собственно, и лежали в основе
ментального комплекса конспирологов. Поэтому традиционализм смог свободно
осветить и высказать то, к чему лишь “полу-сознательно” стремились
сторонники “теории заговора”. И в то же время именно традиционалистское
понимание этой проблемы смогло вскрыть все погрешности, натяжки и
недоразумения, свойственные чисто конспирологической методике.
Все
это заставляет нас сжато, и насколько позволяют рамки настоящей работы,
воспроизвести в основных чертах логику традиционалистов, рассматривающих и
оценивающих конспирологический фактор.
С точки зрения
традиционалистов, История является целиком и полностью сакральной, имеющей
Нечеловеческий (божественный, ангелический) исток и Нечеловеческую финальную
цель. Логика Сакральной Истории предопределена всей метафизической
структурой Бытия и подчиняется исключительно закону Высшего Божественного
Провидения. Человек играет в такой истории роль сугубо символическую и
ритуальную. Он замещает, имитирует в земном мире Небесный Принцип, реализует
в этом Бытии Божественный План Провидения. Человек в такой перспективе
является сосудом Нечеловеческого, Божественного.(Вспомните знаменитый пассаж
из Псалтыри:”Аз рекох:бози есте”, т.е.”Я [Бог] сказал:вы - боги”). Но
одновременно с этим структура Сакральной Истории подчинена закону
Деградации, Инволюции, поскольку сразу после благого в своей эссенции, в
своей сути сотворения (проявления) мира, у этого мира есть только один путь
развития - удаление от своего Истока, ведь в противном случае возвращение в
лоно Творца означало бы прекращение существования мира как чего-то
отдельного от Творца, т.е. прекращение мира как такового, его Конец. Итак,
мир, остающийся творением (а не Творцом), развивается в сторону Упадка,
ухудшения, теряя все более и более свое сходство с Принципом. Когда цикл
мира достигает своего минимума (т.е. максимума деградации), происходит
мгновенная Реинтеграция, Возвращение отторженной реальности в лоно
Первоистока. Такие пульсирующие циклы (Появление - Постепенный Упадок -
Мгновенное Восстановление) составляют основное содержание парадигмы
Сакральной Истории в самой общей форме. Человек же в своем мире является
одним из элементов всего сакрального комплекса, а значит, и его история,
человеческая история - это процесс циклической деградации от райского
ангелического статуса Изначального Адама Золотого Века до падших
демонизированных “недолюдей” апокалиптического периода, по окончании
которого таинственным образом является Новое Сакральное Человечество
следующего Золотого Века.
В рамках такой картины роль человеческого
фактора в истории приобретает качество двойственности. С одной стороны, люди
лишь исполняют планы Провидения, подчиняясь объективной логике цикла, а с
другой - и сами являются действующими лицами этой истории, так как на земном
уровне именно человек (в сакральном понимании этого термина - т.е. “высший
человек”, “человек как носитель метафизического сознания”) замещает Принцип
по отношению к другим существам. Поскольку, с традиционалистской точки
зрения, люди сущностно и принципиально не равны друг другу, то и в сфере
истории существует иерархия между различными типами человеческих существ.
Одни стоят ближе к Воле Провидения, и такие являются активными участниками
Истории, другие - дальше от нее, и в этом случае они пассивны в отношении
хода истории. В сугубо человеческой перспективе (т. е. вынося за скобки план
Провидения), первый тип людей считается и является властвующим, второй -
подчиняющимся. Но поскольку сакральная иерархия Традиции основывается на
примате Единства над множеством и Качества над количеством, то, естественно,
иерархия властвующих должна сужаться по мере приближения к вершине, где
находится символический один-единственный Король Мира, Бого-Человек,
Медиатор, Великий Посредник между Землей (людей) и Небом (духа). Эта
символическая фигура (Шакраварти индуистской доктрины, сакральный Император
китайской традиции, Царь-Мессия иудаизма и т.д.) и является истоком земной
власти и центром, предопределяющим земную человеческую историю в
соответствии с Законом Провидения. Но это существо уже более не является
человеком в полном смысле этого слова. Он есть нечто большее, Он - это
Бого-Человек, во-человечившийся Ангел. (См. Р.Генон “Король Мира”).
Так как, по мнению традиционалистов и самой Традиции, сегодня мы
живем в финальном периоде цикла, в эпоху затемнения и предельного удаления
творения от Творца (и в этом утверждении сходятся между собой все сакральные
аутентичные религии и традиционные формы - как индуизм, так и ислам,
как христианство, так и буддизм, как даосизм, так и самые архаические
фетишистские деградировавшие культы), то затемняется и скрывается от людей и
сам Сакральный Принцип, а значит, и фигура Короля Мира, высшего исполнителя
планов Провидения на земле, и центр Истории также покрывается завесой тайны,
исчезает из поля всеобщего внимания, уходит в таинственные и недостижимые
регионы. Но удаление Принципа не означает его реальное и полное отсутствие,
он продолжает быть вездесущим и центральным, но только особым секретным
образом. Тайная деятельность Короля Мира и избранных им сподвижников не
прекращается ни на мгновение даже в самые мрачные и профанические эпохи.
С другой стороны, коль скоро в Божественной логике Истории
деградация мира метафизически необходима, должны иметься и реализаторы этой
необходимости, носители Разрушения. А коль скоро мы имеем дело с
человеческим существованием, то носители сил Разрушения должны быть и среди
людей. В богословии силы Разрушения и Деградации персонифицируются в фигуре
Дьявола, падшего Ангела. Метафизическая же перспектива традиционализма
обозначает центр сил Разрушения как “Контр-инициацию”, т.е. особый тип
традиции, в которой все пропорции искажены, и все акценты переставлены на
прямо противоположные. Этот центр Контр-инициации является вторым полюсом
истории, источником цивилизационной инволюции. Его возглавляет пародийный,
обратный "Король Мира”, тот, кого Евангелие называет “Князь Мира Сего”.
Указательное местоимение “сей”, “этот,” подчеркивает здесь имитационный
характер Контр-инициации, которая воспроизводит в обратной перспективе
“снизу”, “в сугубо посюстороннем” структуру центра Провиденческой Власти
“сверху”, имеющей “потусторонний”, трансцендентный “ характер;центра,
возглавляемого истинным Королем Мира. И естественно, что Контр-инициация
имеет и свою человеческую проекцию, т.е. особый тип людей, который исполняет
с достаточной степенью осознанности Волю Рока, подчиняясь силам Разрушения.
Такой тип людей, “агентов” “Князя Мира Сего” исламская традиция называет
“авлии-эш-шайтан”, т.е. дословно, “святые сатаны”. Деятельность этого
контр-инициатического центра также непременно должна быть скрытой от
посторонних взглядов, так как цели и задачи Контр-инициации не могут не
ужасать “нейтральных” людей, в которых всегда с необходимостью остаются хотя
бы крохи сакрального и религиозного чувства.
Итак, резюмируя
традиционалистский взгляд на метафизику истории, можно сказать, что здесь
утверждается существование тайного центра человеческой истории, который,
более того, состоит из двух противоположных частей - центра Провидения
(Король Мира) и центра Контр-инициации (Князь мира сего). Безусловно, сама
Деградация мира входит в планы божественного Провидения и служит для
некоторой высшей трансцендентной цели (а значит, в конечном итоге, и сам
Князь мира сего является лишь инструментом истинного и единственно
всемогущего Короля Мира!), но все же в процессе Истории два полюса тайной
власти разделены между собой бездной и лежат по обе стороны от человечества,
являя собой его исторические и духовные пределы - предел Возвышения и
Святости и предел Падения и Греха. И между этими двумя полюсами тайной
власти в течение всего хода Истории ведется непримиримая борьба, являющаяся
последним и наиболее глубоким содержанием глобального цикла человечества.
(См. Р.Генон “Царство количества и знаки времени”, Ю.Эвола “Революция против
современного мира” и т.д.)
Традиционалистская перспектива, таким
образом, дает нам наиболее полную и комплексную картину сакральной подоплеки
конспирологии. Но самое важное, на наш взгляд, заключается в том, что
обычная конспирологическая оптика не позволяет сделать четкое различие между
тайным центром Провидения и центром Контр-инициации, а значит, возможность
спутать Короля Мира с Князем мира сего (а также избранных ими в качестве
своих служителей и наделенных особой исторической миссией сподвижников,
“агентов”) всегда присутствует в ходе конспирологических поисков, что делает
всю эту область предельно опасной для не достаточно компетентных
исследователей и отчасти объясняет тот тревожный привкус, которым отличается
вся конспирология в целом, а также частые необъяснимо трагичные судьбы самих
конспирологов. Не будучи в состоянии разделить внутри таинственного центра
“заговора” две противоборствующие силы, конспирологи соединяют воедино нечто
столь же далекое друг от друга, как вода и огонь, как рай и ад, и поэтому их
интуиция обречена на то, чтобы всегда оставаться лишь тревожным
“подозрением”, в котором высшая истина накрепко соединена с чудовищной
ложью.
4 Конспирологические
вариации
Прежде чем приступить к общему
концептуальному обзору конкретных конспирологических моделей, мы назовем
наиболее часто встречающиеся варианты. Наше схематическое представление не
претендует на исчерпывающую классификацию, но для удобства репрезентации мы
выделили несколько основных типов “теории заговора”.
1 - ”Масонский заговор”. Эта тема наиболее характерна
для контр-революционеров религиозной ориентации, католиков-интегристов,
православных консерваторов и фундаменталистов. В разоблачении масонского
заговора традиционно преобладают теологические мотивировки.
2 -
”Еврейский заговор”. Этот “знаменитый” конспирологический концепт
имеет две основные версии - теологическую (и в данном случае критике
подвергается религиозные аспекты иудейства) и расистскую (здесь речь
идет о национальной специфике евреев и их расовой миссии).
3 -
”Заговор банкиров”. И шире, “экономический заговор”.Здесь
конспирология соприкасается с политологией, экономизмом и социологией.
Некоторые аспекты такого конспирологического варианта фактически
совпадают с политическими доктринами марксизма.
4 - ”Заговор
неимущих” или “большевицкий заговор”. Эта концепция, в свою
очередь, соответствует клише европейского массового сознания.
5
- ”Мондиалистский заговор” - новейшая форма конспирологии,
разоблачающая планы “тайного мирового правительства” в последние
десятилетия. Особенностью этого варианта конспирологии является то, что
основным объектом исследования становятся Соединенные Штаты Америки как
особый геополитический центр со своей специфической и весьма
подозрительной в ряде аспектов культурной и футурологической концепцией.
6 - ”Заговор сект”. В качестве новой версии этой довольно
старой конспирологической темы можно особенно выделить концепцию
“нео-спиритуалистического заговора”, которая рассматривает политическую
активность нео-мистических групп и движений.
Ниже мы опишем в нескольких словах специфику каждой из этих
концепций.
5 Дьявол в
фартуке с молоточком и лопаткой
Теория “масонского
заговора” начала всерьез складываться с эпохи Французской революции, хотя и
ранее в XVIII-ом веке существовали довольно серьезные анти-масонские
выступления (см.”Письмо и консультация относительно Франк-масонов”,
написанное шестью докторами Сорбоны в 748 году). Наиболее фундаментальными
произведениями, разоблачавшими масонскую и анти-религиозную сущность
Французской революции, были труды французского аббата Августина Баррюэля и
англичанина Джона Робинсона, опубликованные, соответственно, в 797 и 979
годах. Любопытно, что Робинсон сам принадлежал к английской масонской ложе,
но путешествие по Европе, и особенно по Франции и Германии, убедило его в
радикальном отличии “анти-религиозного” континентального масонства от
вполне лояльного по отношению к Церкви английского масонства. Название
основного труда Робинсона говорит само за себя - “Доказательства заговора
против всех религий и всех государств Европы, почерпнутые на ассамблеях
Иллюминатов, Франк-масонов и литературных обществ” (Лондон 797). Любопытно,
что другим разоблачителем “масонского заговора” и непримиримым врагом
Революции был также масон высшей степени посвящения Жозеф де Мэстр, который
считается основоположником “абсолютного теократического консерватизма” и
“отцом мировой контр-революции”.
Логика Баррюэля и его продолжателей
в целом сводилась к следующему: Масонство представляет собой не
филантропическую секулярную организацию невинных гуманитариев и
чудаков-ученых, как это принято было считать в 8ом веке, но является тайным
обществом анти-христианской и сатанинской направленности, в цели которого
входит уничтожение Церкви и Европейских монархических держав, установление
кровавой диктатуры и сатанинских культов. Это общество имеет многовековую
историю и ответственно за все основные катастрофы европейской христианской
истории. Под маской либерализма и вольнодумства в масонстве скрывается
тоталитарный атеизм, тирания, а внешняя нелепость масонских ритуалов лишь
призвана скрывать жесткую и разветвленную интернациональную
космополитическую структуру, покрывающую уже весь мир. Французская Революция
была проявлением этой сатанинской дьявольской силы.
Все масонские
ритуалы перетолковывались Баррюэлем в демоническом ключе, и масонству
инкриминировалось демонопоклонничество, все виды богохульных и
святотатственных действ, черные мессы и т.д. Собственно уже в первых
анти-масонских книгах проглядывают типичные и устойчивые уравнения типа
“масонство есть социально-политическое выражение сатанизма”, “масон - это
убийца, развратник, атеист и богоборец”. Позже эта конспирологическая тема
не приобретет почти никаких новых теоретических дополнений, и лишь все новые
и новые факты и интерпретации фактов будут копиться в книгах, разоблачающих
“дьяволов в фартуках с молоточками и лопатками”.
Спустя столетие
Папа Лев 3 издает анти-масонскую буллу, где содержится знаменитыый
призыв:”Сорвите с Франк-Масонерии маску, покажите ее такой, какая она
есть!”. На этой новой волне анти-масонства появляются такие знаменитые
конспирологи, как Арман-Жозеф Фава, Поль Копэн-Альбанселли, де Бессонье
(известный более под псевдонимом Габриэль Сулакруа), Абель Кларен де ла Рив
и сам Лео Таксиль, чьи разоблачения сатанинской сути масонерии вначале, а
потом признание в подделке и подтасовке фактов, в свое время вызвали
огромный скандал во всем католическом мире.
В XX-ом веке эту линию
продолжили польский аристократ Эммануэль Малынский, написавший 25 томов
“Миссии Божьего народа”, и его соавтор Леон де Понсэн, издававший журнал под
классическим названием “Контр-революция”.
В России эта
конспирологическая анти-масонская линия Запада (и, естественно, в первую
очередь, западного католичества) была поддержена такими авторами, как
Алексей Шмаков и Александр Селянинов, которые, будучи знакомыми с идеями
европейских контр-революционеров, не только пересказали их русской публике
на отечественном материале, но и добавили православный элемент в
теологическую канву анти-масонской полемики. Но наиболее яркой фигурой (по
меньшей мере, судя по влиянию его откровений на историю XX-ого века) стал
Сергей Нилус, опубликовавший знаменитые “Протоколы Сионских Мудрецов”, в
которых “теория заговора” в наиболее яркой и впечатляющей форме излагалась
от лица самих “заговорщиков”.
Следует заметить, что практически во
всех произведениях анти-масонских писателей строго консервативного,
“контр-революционного” склада, основная парадигма остается постоянной.
Разоблачение масонерии проходит по одной и той же традиционной схеме.
Даже сегодня анти-масонские конспирологи фактически повторяют
Баррюэля - как в Европе, где, кстати, контр-революционные,
католико-интегристские (а значит и имплицитно анти-масонские) настроения
стали в последние годы снова распространяться в определенных политических и
церковных кругах, так и в России, где “Протоколы Сионских Мудрецов” в эпоху
перестройки становятся настольной книгой самых различных по своим
политическим взглядам людей.
Любопытно отметить, что яростная
трехсотлетняя полемика анти-масонов и защитников масонства со всеми
приводимыми доказательствами, разоблачениями, вскрытиями подделок и шумными
кампаниями в прессе, ровным счетом никого ни в чем не убедила (и видимо, не
убедит). Конспирологические анти-масонские настроения поднимались отнюдь не
по причине особой весомости аргументов разоблачителей масонского заговора, а
спадали совсем не из-за убедительности масонских опровержений. В
конспирологических циклах доказательность фактически не имела никакого веса,
и несмотря на все приводимые факты стороны с удивительным постоянством
сохраняют приверженность изначальным парадигмам, которые, как ни странно,
почти не меняются со временем и находят в XX-ом веке не меньше приверженцев,
чем в XVIII-ом.
Анти-масонский тезис отличается удивительной
устойчивостью, что свидетельствует, по меньшей мере, о его соответствии
некоторым действительным психо-политическим архетипам, которые не только
пробуждают сходные интуитивные опасения у людей столь различных между собой
поколений трех последних столетий, но и, возможно, аффектируют сам масонский
мир, обнаруживая действительное присутствие второго дна в этом странном
политико-культурном движении, быть может, неизвестное подчас и самим
братьям-строителям Храма.
6 “Лучшего из гоев убей”
С
концепцией “заговора масонов” тесно и подчас почти неразделимо связана
концепция “иудейского заговора”. Эта связь запечатлелась в характерном для
конспирологов выражении “иудео -масонский заговор”, ставшем распространенным
клише и у противников “заговора” и у анти-конспирологической пропаганды,
постоянно пытающейся доказать несостоятельность и гротескность этого
сочетания терминов. Но все же анти-масонская конспирология не всегда прямо
тождественна анти-иудаизму, и особенно потому, что анти-масонство почти
целиком является доктриной религиозной и контр-революционной, прибегающей, в
первую очередь, к теологической аргументации, в то время как анти-иудаизм
часто бывает совершенно оторванным от всякой теологии и основывается в этом
случае на чисто расовой или этнической аргументации.
Конечно,
исторический анти-иудаизм, равно как и анти-масонство, были по преимуществу
христианскими. Неприятие Иисуса Христа иудаизмом в целом означало
фундаментальную оппозицию двух религиозных перспектив, которая еще больше
усиливалась, благодаря определенной преемственности христианства по
отношению к иудаизму. Кроме того, анти-иудейский пафос свойственен уже
определенным пассажам самого Нового Завета. Дело в том, что многочисленные
места Талмуда отличаются непримиримой и теологически обоснованной (в сугубо
иудейской перспективе) ненавистью как к Иисусу Христу, так и к христианской
Церкви. В отличие от ислама или других традиций, чья общая религиозная
перспектива слишком далека от религиозной догматики христианства, в
компетенцию иудаизма входила вся теологическая проблематика, связанная с
Ветхим Заветом, его толкованием, расшифровкой смысла фигуры грядущего Мессии
и т.д. И это, естественно, происходило в духе совершенно противоположном
христианской доктрине, которая однозначно, через святого апостола Павла,
объявила о конце эры Закона (а значит, и теологической методологии,
связанной с этой эрой) и о начале новой эры Благодати, пришедшей вместе с
воплощением Самого Слова, Христа-Иммануила, которая радикальным образом
изменила все сакральные пропорции религиозного мировосприятия. Таким
образом, иудаизм после Пришествия Иисуса Христа стал естественным и
первоочередным теологическим противником Церкви Христовой.
Но
конспирологический анти-иудаизм появился намного позже, только в тот период,
когда теократическая христианская цивилизация Запада стала стремительно
разлагаться. Естественно, видя упадок собственной религии, некоторые
христиане логически связывали его с “происками” врагов своей веры, а
таковыми не только “мифологически”, но и теологически действительно являлись
и являются иудеи, исповедующие Закон так, как если бы Благодать еще не
пришла в мир. Так, деградация Церкви и постепенная утрата ею центральных
позиций в обществе привела к возникновению концепции “иудейского заговора”,
т.е. к тезису о существовании политической и интернациональной тайной
организации иудеев, стремящейся к утверждению своей религиозной правоты на
социальном, политическом и экономическом уровне, что возможно лишь при
уничтожении в мире христианского мировоззрения и связанного с ним
общественного устройства. Конспирологи анти-иудейского толка обратились к
талмудической и пост-талмудической литературе и обнаружили там базовые
принципы особой иудейской политической стратегии, основанной на религиозных
принципах иудаизма. Определенные места дышали религиозной ненавистью к тем,
кто, с точки зрения ортодоксальных иудеев, является “неверным”,
“идолопоклонником”, “язычником”,”гоем” (по-древнееврейски “народ”), “акумом”
(по-древнееврейски сокращение от выражения “поклонники звезд и планет”). И
если до-конспирологический анти-иудаизм обвинял иудеев в относительно
“мелких” магических или экономических преступлениях (что не раз приводило к
массовым гонениям на евреев), то специфика конспирологического анти-иудазма
состояла именно в разоблачении международной секретной организации, ставящей
своей целью тотальное утверждение иудаизма как высшей религиозной и
политической силы на планете. Очень любопытно, что конспирологические
разоблачения анти-иудеев предшествовали таким политическим феноменам, как
создание “Всемирного еврейского союза” Адольфом Кремье или собственно
сионистского движения, которые в целом как бы подтвердили опасения
конспирологов о возможной глобальной и деструктивной по отношению к
христианской цивилизации политической деятельности иудаизма.
Анти-иудейкие концепции XIX-го века почти всегда единодушны в
рассмотрении политического масонства как инструмента политического
иудейства. Это масонство становится “служебным” звеном заговора, тогда как в
XVIII-ом веке, напротив, иудеи считались всего лишь “союзниками”
деструктивной масонской политики. В XX-ом веке пропорции XIX-го века
сохраняются, и даже более того, анти-масонская догматика конспирологов
отходит на второй план, а анти-иудейские мотивы становятся доминирующими.
На рубеже XIX-го - XX-го веков складывается и особая чисто
этническая, расовая конспирологическая версия анти-иудаизма, которую часто
принято называть “анти-семитизмом”, хотя этот термин совершенно не отвечает
реальности, так как в подавляющем большинстве случаев критике и
разоблачениям подвергаются только лица и деятели еврейской нации,к остальным
же семитским народам чаще всего никаких “обвинений” не предъявляется. Здесь
мы имеем дело с двойственным феноменом. В первую очередь, секулярная и
лишенная теологических коннотаций юдофобия связана с тем фактом, что иудаизм
как религия четко и однозначно обращается только и исключительно к евреям по
национальности, то есть к единственной этнической общности. В отличие от
большинства других религий, иудаизм не приемлет прозелитизма и не допускает
возможности исповедовать иудаизм всем людям, чьи матери не являются
еврейками по крови. Поэтому иудаизм как религия предполагает заведомую
принадлежность к еврейству как к нации, как к расе. Отсюда естественное и
отчасти обоснованное отождествление христианскими конспирологами иудеев как
исповедующих особую религию с этническими евреями. С другой стороны, в этот
период времени в номинально еще христианском мире теологические аргументы
стремительно исчезают из сферы борьбы идей, и на их место все более и более
вступают новые атеистические или чисто позитивистские теории. В ходе этой
эпидемической дехристианизации Запада богословский анти-иудаизм теряет свою
убедительность. Но так как конспирологические мотивации гораздо глубже
рациональных идейных конструкций,то анти-иудаизм религиозной конспирологии
переходит в чисто этническую расовую доктрину юдофобии, носителями которой
становятся в первую очередь протестантские конспирологи или даже
нео-языческие расистские мистики, чаще всего встречающиеся также в
протестанских германских и саксонских странах. В качестве примера можно
привести Чемберлена в Англии или Йорга Ланца фон Либенфельса, немца по
национальности, жившего в Австрии.
Этническая юдофобия, если она,
конечно, не сопряжена с расистским гнозисом (как в случае Гвидо фон Листа и
его последователей ариософов), основывает свою претензию к еврейству,
утверждая, что социально-культурные обстоятельства привели еврейский народ в
рассеянии (а может быть, и задолго до него) к особому перерождению в
патологическую, социально (иногда даже биологически) больную общность,
которая не способна интегрироваться в социально “здоровые” этносы, и поэтому
она организовала “заговор”, чтобы тайно разложить эти “здоровые” этносы, и
навязать миру свой собственный диктат “национальной и экономической
патологии”. В такой оптике религиозная специфика иудаизма рассматривается
лишь как культурное выражение био-этнической особости еврейства, и из
прежних анти-иудейских обвинений христианских конспирологов этническая
юдофобия заимствует только культурно-политические, экономические и правовые
аргументы. Параллельно с переходом к такого рода конспирологической юдофобии
впервые возникают и анти-христианские мотивы со стороны самих конспирологов.
Складываются новые теории относительно “еврейской сущности” самого
христианства. Появляется довольно распространенное уравнение “христианство =
мина, заложенная евреями для разрушения арийских народов”. Позже к середине
XX-го веке именно такой сугубо этнический, биологический и вне-религиозный
вариант конспирологии будет принят за основу теориями национал -социализма и
отчасти итальянского фашизма. Любопытно заметить, что русская конспирология
и среди эмиграции, и среди диссидентуры прибегала к подобной чисто
этнической юдофобии крайне редко, так как наиболее распространенными
оставались классические концепции христианских контр-революционеров XVIII-го
- XX-го веков. Однако нельзя не учитывать то влияние, которое расистский
подход оказал на эту сферу в целом, и надо признать, что даже там, где
основной акцент продолжает падать на теологические претензии к иудаизму как
к религии, в конспирологии XX-го века всегда чисто этнический фактор
учитывается тем или иным образом (что было совершенно чуждо прежним
контр-революционерам, для которых выхода этнического еврея из иудаизма как
религии и принятия им христианства было уже совершенно достаточным для его
“конспирологической реабилитации” ).
Частным вариантом юдофобии стал
“арийский расизм”, свойственный национал-социалистическим концепциям. Эта
версия несколько усложняла общую картину “заговора” тем, что, помимо
“евреев” как источника деградации арийской цивилизации, здесь особо
учитывалась роль не-арийских народов, которым ставилось в вину “расовое
сотрудничество” с иудеями в их негативной гео -политике. Не-арийские расы
объявлялись историческими “коллаборационистами” евреев. Таким образом, кроме
масонов “иудейские заговорщики” получили у расистских конспирологов новые
“инструменты” - “низшие”, не-арийские расы.
Парадигма “еврейского
заговора” является наиболее архетипическим конспирологическим концептом, и
эта идея получила столь тотальное распространение, что оставила далеко
позади анти-масонскую конспирологию. Судьба еврейского народа в XX-ом веке -
гонения в Германии, создание государства Израиль, войны на Ближнем Востоке -
все это не только подпитывает теоретиков “еврейского заговора”, но и делает
“еврейский фактор” действительно важнейшей геополитической концепцией XX-го
века.Поэтому вся конспирологическая аргументация сегодня снова становится
актуальной, как никогда. С другой стороны, идея “еврейского мирового
заговора” переносится и на другие этносы в локальных условиях. Так, по
образцу этой парадигмы строятся другие частные теории “заговора этнических
меньшинств”. Но все они представляют собой лишь переработку одной и той же
конспирологической концепции, и не случайно, там, где речь идет вообще о
каком-либо “заговоре”, “еврейский фактор” появляется рано или поздно,
независимо от того, есть ли для этого какие-то основания или нет. Все дело в
том, что идея “еврейского заговора” безусловно соответствует глубинным
бессознательным архетипам самых далеких друг от друга человеческих
общностей, и, быть может, это является по сути активацией бессознательных
энергий, формирующих сам “конспирологический инстинкт” в его истоке.
7 Хозяева процентной
паутины
В иной версии конспирологических
концепций “заговорщиками” являются “банкиры”,”властители мировых финансов”.
Эта теория в своей чистой форме содержит меньше всего мистических или
теологических элементов и оперирует с сугубо политэкономическими
категориями. И однако это не означает, что данная ветвь конспирологии
совершенно обособлена от других направлений. Часто “заговор банкиров”
фигурирует и в анти-масонских и в анти-иудейских концепциях, органично входя
как составляющая в общий свод претензий конспирологов к “заговорщикам” -
ведь речь идет о планомерном захвате экономической власти над
геополитическим пространством планеты.
Суть теории “заговора
банкиров” сводится к следующему: параллельно с началом сугубо
капиталистической цивилизации на Западе деньги - капитал как самостоятельное
явление - стали важнейшим социальным фактором, в то время, как ранее в
докапиталистическом и ранне-капиталистическом обществе финансы играли хотя и
важную, но все же подчиненную роль по сравнению с государственными,
религиозными или чисто политическими формами. Самостоятельность в рамках
общественной жизни финансы получили только тогда, когда духовные и
религиозные правовые нормы были смещены на периферию общественной жизни и
перестали определять характер общественного строя. При этом не рынок, но
банк, то есть ссуда, проценты, получаемые в качестве роста,превратились в
основной источник приобретения капитала. Не частный собственник, а рост
денег, стал действительным контролером политических и социальных процессов.
Но ссудные способности банков могли превышать их действительный капитал, при
том, чтобы банк не потерпел банкротства, только за счет “круговой поруки
банкиров”, поддерживающей всем объемом международного кредита каждого
конкретного банкира. А кроме того, сама специфика банковской деятельности
могла быть уделом только особой идеологической категории людей, так как в
нормальном случае христианская доктрина, равно как и большинство
других религий, категорически запрещает ростовщичество. Таким образом,
“заговор банкиров” - это не заговор эксплуататоров, использующих наемный
труд, но “заговор паразитов”, использующих лишь криминальное, с точки зрения
христианской идеологии, получение денег не за счет труда, но за счет самих
же денег, а, в конечном счете, даже не за счет реальных денег, а за счет
денег фиктивных, лишь обещанных заемщику по универсальному сговору между
всеми лицами, промышляющими этим бизнесом.
Стремясь противостоять
“заговору”, в конце XIX-го века Ватикан даже попытался организовать свой,
альтернативный католический банк, применяя против “врага” его же средства,
но эта попытка окончилась фиаско, благодаря кампании в прессе,
организованной с целью дискредитации президента этого банка. Исторически
успешными попытками прорвать зависимость от Мирового Банка были только
кратковременные периоды существования Райхсбанка в Германии Гитлера и
Национального банка в Италии Муссолини, а также попытка организовать
исламский банк в современных исламских странах. Таким образом, теория
“заговора ростовщиков” в определенной степени предопределила конкретные
политические шаги некоторых политических режимов, а не осталась отвлеченным,
абстрактным занятием идеологов конспирологии.
Против Мирового Банка
была направлена пропаганда определенной разновидности марксистов, которые
выступали не только против “присвоения прибавочной стоимости” капиталистами-
предпринимателями, но и против самой биржевой системы, являющейся святой
святых развитого (но не раннего!) капитализма. Хотя надо заметить, что
исторические марксисты не всегда поднимали этот вопрос, и очень часто,
напротив, именно банковский, процентный аспект капиталистической системы
анти-капиталистическая критика коммунистов обходила молчанием. Сам Ленин
даже иногда приводил банковскую систему капитализма в качестве образца для
социалистического строя. Наиболее последовательными анти-банкирами были
именно национал-социалистические теоретики (и в первую очередь, Готтфрид
Федер) и современные исламские экономисты-фундаменталисты.
На
“пауков процентного капитала” анти-банковская конспирология проецирует всю
основную структуру общего конспирологического архетипа. Цель их заговора -
подчинить себе человечество, создав особую, контролируемую лишь ими
анти-цивилизацию, где все экономические и социально-политические ценности
будут перевернуты: всякий созидательный импульс (не только производительный,
но и организационный, частно-собственнический) будет подчинен экономической
цензуре ничего не производящих и даже ничего не организующих паразитов,
которые узурпируют право абсолютного контроля над любым общественным и даже
частным начинанием. Курьезно отметить, что некоторые современные
анти-банковские конспирологи (в частности, чилийский литератор М.Серрано)
делают из участников “заговора банкиров” не просто предельно порочных людей,
некоторое средоточие извращений и грехов, но утверждают, что “мировое
братство банкиров” состоит из особого типа существ, которые в Ветхом Завете
назывались “шеддим” и которые являются результатом экстраординарной мутации,
произошедшей с продуктами преступных браков между людьми и животными. Подчас
к подобным экстравагантным разоблачениям добавляются в качестве иллюстрации
весьма впечатляющие фотографии ведущих мировых банкиров! Таким образом,
“оккультное” измерение основного конспирологического сценария можно
обнаружить и в такой прозаической сфере, как экономика и финансы.
8 Агенты мировой
революции
Особой разновидностью “заговора” можно
считать коммунистическую теорию “мировой революции”, которая на практике,
после революции в октябре 97-го в России, стала логически означать “экспорт
советской модели”. Именно “угроза большевизма” и сопутствующая ей теория
“большевицкого заговора” сменила на определенный период конспирологическую
озабоченность анти-масонов Европы в первой половине XX-го века, а потом
именно на этом основании сформировалось расхожее клише “капиталистической” и
“анти-советской” пропаганды.
Можно определить эту концепцию как
“заговор нищеты”. Смысл “заговора” в том, что определенная категория
человеческих существ, особый социальный тип, не имеет необходимых качеств ни
для того, чтобы организовать производство, ни для того, чтобы участвовать в
нем в качестве наемной рабочей силы, ни для того, наконец, чтобы вписаться в
систему банковского контроля над сферой производства; но одновременно с тем,
эта категория не удовлетворена своим маргинальным положением и стремится
одержать мгновенный реванш, разом встать надо всей структурой общественных
отношений и организовать “диктатуру нищих”. Определенные аспекты
коммунистической идеологии - “диктатура пролетариата”, “ненависть к
производительным (и поэтому “реакционным” и “коллоборационистским”!)
элементам - профессиональным рабочим, крестьянам и т.д. - а равно и
определенные стороны советской истории вполне подтверждали основные
положения этой теории. “Заговор” “чистых” революционеров ориентируется на
использование кризисных явлений в обществе, которые открывают широкое поле
деятельности для совершенно лишенных какой бы то ни было программы
“заговорщиков” и при условии дисциплины, цинизма и ловкости приводят “нищих”
к политической власти, тогда как другие политические силы остаются рабами
собственных идеологических построений. Собственно изначальная реальность
большевицких революций соответствовала именно такому “люмпеновскому”
сценарию, и лишь потом циничные проходимцы, пришедшие к власти, начинали
использовать прагматически элементы более позитивных социальных программ.
Поскольку этот маргинальный элемент существует в той или иной
степени во всех обществах, то после победы “большевиков” в какой-то одной
геополитической области можно ожидать экспорта их теорий и в другие регионы,
так как носители этих теорий потенциально всегда имеются в наличии.На этом
основании опасность “большевицкого заговора” всегда присутствует на
политическом горизонте любых, “еще не ставших коммунистическими” режимов.
Создание же после второй мировой войны “социалистического лагеря” придало
опасности “мировой революции” конкретные, осязаемые формы в виде
“просоветской пропаганды”, “советских спецслужб” и т.д. И как частный случай
анти-большевицкой конспирологии сложился миф о “вездесущем КГБ”, которое
приобрело статус особой секретной организации, особого тайного общества, чьи
цели и задачи простирались значительно дальше политической и идеологической
программы советских держав. “КГБ” постепенно переросло в самостоятельную
конспирологическую категорию, получившую почти независимое существование по
отношению к самим коммунистическим режимам, которые, будучи реализованными
на практике, потеряли постепенно флер нечеловеческой чудовищности,
совершенно необходимый для всех конспирологических построений. А кроме того,
реальные большевицкие режимы (за исключением, пожалуй, Камбоджи при Пол
Поте) довольно скоро впитали в себя значительное число социально позитивных,
государственных или националистических элементов, которые превратили
социалистические страны в слишком обыденные для конспирологического сознания
системы.”КГБ” же за счет своей секретности осталось ядром анти-большевицких
разоблачений конспирологов.
У теории “заговора нищих” есть,
естественно, и “оккультная” подоплека. Во-первых, у религиозных
конспирологов всегда тревожные подозрения вызывал воинствующий атеизм
коммунистов, который в теологической перспективе уже сам по себе не может не
означать “присутствия Дьявола”, а значит, и его более или менее сознательных
человеческих агентов. А во-вторых, и это особенно касается позднего, т.н.
“развитого социализма”, интерес определенных кругов в советском брежневском
руководстве к оккультизму и нео-оккультизму, породил концепцию существования
в недрах КГБ “института черной магии”, использующего мистические практики
для реализации психического контроля внутри страны и для организации
планетарных психо-диверсий на мировом уровне. Таким образом,
анти-большевицкая конспирология имеет традиционный и архетипический для всей
этой сферы “оккультный” аспект. А кроме того, существуют интересные
конспирологические (в той или иной степени) труды, разбирающие “мистический”
характер коммунистической идеологии в целом. (Наиболее интересны, на наш
взгляд, работы Н.Кона “Фанатики Апокалипсиса” и И.Шафаревича “Социализм как
явление мировой истории”).
9
Угроза “Нового Мирового Порядка”
В последние
десятилетия, и особенно после Второй Мировой Войны, развилось и еще одно,
самое новое направление в конспирологии, которое разоблачает “заговор
мондиалистов” или просто “мондиализм”. “Мондиализм” - это форма от
французского слова “монд”, т.е. “мир”. В принципе, это новая актуализация
традиционных конспирологических предупреждений о “тайном мировом
правительстве”, ведущем человечество к последней предельно чудовищной фазе
существования.Новым в анти-мондиализме является особая геополитическая роль
Соединенных Штатов Америки и тот культурный и социальный архетип, который
сегодня окончательно и устойчиво сложился в этой сверхдержаве. “Американизм”
является отправной чертой мондиализма, так как именно США стали
стратегическим и идеологическим центром пост-индустриального
нео-капитализма, и именно там идеологические импликации капитализма достигли
своих логических пределов и экономически и культурно.
Анти-мондиалистские конспирологи (наиболее интересные среди них - Ян
Монкомбль, Анри Костон, Жак Бордье, Жорж Вирбо, Жак Плонкар д’Ассак, Бо де
Ломни, Пьер Фонтэн, Пьер де Вильмарест, Пьер Вирьон, а среди русских авторов
следует в первую очередь назвать публициста А.Кузьмича) особое внимание
уделяют таким полу-секретным организациям как Трехсторонняя Комиссия,
(Trilateral commission) , Бильдербергский клуб и таким несекретным
организациям, как Римский клуб, ЮНЕСКО и Международная Амнистия. Согласно
этой конспирологической версии, мондиалистское движение стремится навязать
всем странам мира один и тот же социально-политический образец общественного
устройства, который будет копией американской модели и в котором все
национальные, территориальные и культурные особенности государств и наций
будут отменены, как это исторически и получилось в случае американских
штатов. Идеологическая модель мондиализма это - пост-капитализм, особый
“Новый Мировой Порядок”, основанный на доминации технократической элиты и на
тотальном контроле за естественными социальными процессами. В частности,
мондиалисты предлагают сделать из магнитной карты, которая и теперь уже в
большинстве европейских стран служит основным финансовым документом
личности, “протез я” (выражение принадлежит известному мондиалисту Жаку
Аттали, советнику Миттерана и претенденту на пост Председателя Европейского
Банка после объединения Европы в 992 году), что подразумевает отмену и
юридическое запрещение всех качественных характеристик, которые вплоть до
сегодняшнего дня определяли человеческую личность - отмену и запрещение
национальной, государственной, политической принадлежности, вплоть до
совершенной нумеризации, приравнивания человека к чисто порядковому номеру.
Новый Мировой Порядок представляет собой вариацию “утопического социализма”,
но особый акцент падает в нем на технологическую, постиндустриальную
сторону, которая позволит, по мнению идеологов мондиализма, полностью
контролировать производственные и распределительные процессы, чего не могло
быть достигнуто при историческом индустриальном социализме.
С точки
зрения анти-мондиалистских конспирологов, грядущее объединение Европы
является чисто мондиалистским предприятием, направленным на окончательное
уничтожение национальной и культурной специфики европейских народов и
государств. Поэтому предполагаемый Новый Мировой Порядок, видимый под таким
углом зрения, приобретает чудовищные черты некой анти-христовой цивилизации,
которая должна окончательно изгнать из мира последние остатки качественного
существования как в социальной, так и в культурной сфере.
“Заговорщиками” и мондиалистами, в представлении конспирологов, на
этот раз являются политики “про-американского” направления, которые исходят
из геополитических интересов “американизма” и “космополитизма”, при этом
доминирующим мотивом “заговора” является технократизм и абсолютный примат
“либеральной экономики” (экономики ничем не ограниченного рынка) надо всеми
остальными социальными, национальными и политическими факторами.
“Американисты” в глазах анти-мондиалистских конспирологов , естественно, не
тождественны самим американцам, как, впрочем, в другой конспирологической
версии “агенты большевицкого заговора” отнюдь не тождественны “советским
людям”. “Американисты” - это новейшая форма того же самого старинного и
единообразного типа “заговорщика”, который также как и всегда стремится к
построению “анти-цивилизации”, некоего наиболее патологического порядка
вещей, но только на этот раз “заговорщик” не столько “масон” или
“большевик”, сколько “технократ” и прагматический, расчетливый “футурист”.
Анти-мондиалистская конспирология и актуальные трансформации бывшего
социалистического лагеря трактует как результат включения “советских
режимов” в общие мондиалистские планы, а сами новые русские конспирологи
даже указывают, кто именно из членов Политбюро или Академии Наук СССР входит
в состав мондиалистского комитета - Трехсторонней комиссии. Естественно, эта
версия “заговора” в обновленной форме сегодня является наиболее актуальной и
как бы суммирует в себе все исторически предшествующие конспирологические
темы и мотивы, давая им свежее и современное звучание. В принципе, наиболее
последовательные анти-мондиалисты рассматривают “мировой заговор” прошлых
столетий как преамбулу мондиализма, и в доказательство этому приводят факты
исторической связи мондиалистских структур с современным масонством
(например, основатель Бильдербергского клуба был масоном), сионизмом и
еврейством в целом (тот же Жак Аттали - иудей по вероисповеданию и
соответственно по крови ), с “банками” (что очевидно), и даже с
“большевизмом” (что доказывается ссылкой на перестроечные процессы в
восточной Европе). Но поскольку конец XX-го века не отличается особой
религиозностью, то теологические аргументы и упоминания Дьявола у
современных конспирологов (по меньшей мере, у современных европейских
конспирологов, поскольку, как это ни парадоксально, русская “перестроечная”
конспирология обращается к религиозным догматам столь же часто, как и
конспирология исламская).
Любопытно отметить в “Новом Мировом
Порядке” роль, которая отводится в нем особой идеологии, противниками
мондиализма “окрещенной” “идеологией Уолта Диснея”. Характерно, что сам
Дисней был одним из крупнейших деятелей американского масонства, и это
служит уже достаточным основанием для его включения в сферу особого внимания
традиционных конспирологов. Но на уровне культуры “мондиалистская идеология
Уолта Диснея” определяется как внедрение в массовое сознание “искусственной
беззаботности”, неправомочно пристального и страстного внимания к самым
незначительным деталям обыденного поведения (как у героев его мультфильмов),
примата развлечения над интеллектуализмом, конформистской аполитичности,
мелко-человеческого оппортунизма в бизнесе, и в целом,некоей особой
“мультипликационности” жизни, протекающей по законам зрелищной иллюзорности.
Поэтому у конспирологов даже Микки-Маус становится весьма зловещей фигурой,
угрожающей самотождественности национальных и государственных структур
Европейских обществ. (Такая же участь постигла и советского героя
мультфильмов Чебурашку, обвиненного русскими конспирологами в
“космополитизме” и отсутствии у него не только национальных, но и животных
признаков, позволяющих отнести его к какому-либо определенному виду зверей).
10 Всемирный
интернационал ересей
Чистым выражением “оккультного
заговора” может служить конспирологические теории относительно
геополитических программ различных еретических сект. Естественно, наиболее
явными объектами разоблачения здесь являются сатанинские тайные общества,
открыто провозглашающие свою приверженность Дьяволу и Злу. Такие сатанинские
секты (как, к примеру, “Церковь Сатаны” Лавея и многие другие движения)
прекрасно подтверждают общую конспирологическую доктрину. Но с другой
стороны, политическое и геополитическое влияние именно этих открыто
сатанинских сект совершенно ничтожно, до такой степени, что даже самые
отчаянные конспирологи не отваживаются приводить “доказательства” их
контактов с более или менее влиятельными деятелями социальной или
политической жизни.
Иначе обстоит дело с другими сектами, которые
чаще всего открещиваются от всякого сатанизма или дьявольщины, и напротив,
выдают себя за аутентичных носителей религиозной или эзотерической истины.
Характерным историческим примером может служить движение теософистов,
которое в значительной степени повлияло на международную политику в начале
XX-го века, и особенно, в Индии, где руководительница Теософского общества
Анни Безан чуть не была выбрана президентом Индийского Национального
Конгресса. Кроме того, известен эпизод из истории этого движения, когда его
лидеры искусственно хотели навязать миру специально подготовленного ими
“Мессию”, в роли которого должен был выступать юный Кришнамурти,
ускользнувший, однако, из-под контроля своих наставников. Значительное
влияние на политику оказывали и члены движения “оккультистов” линии Папюса и
его последователей.(Накануне падения монархии в России “оккультисты” как
западные, так и отечественные, играли довольно странную и малоизвестную роль
в самых верхних регионах политической жизни державы).
Начиная с
6О-ых годов XX-го века, из всех предшествующих нео-спиритуалистических и
чисто еретических течений стало складываться более или менее однородное
культурное поле, непременно характеризующееся претензией на “мессианское”
восстановление духовности и ненавистью к ортодоксальным традициям. Для
конспирологов это явление было симптоматичным, так как в этой “новой
духовности” они без труда обнаруживали элементы типичного “заговора”,
направленного на разрушение остатков ортодоксии и размывание последних
человеческих критериев, так как большинство сект предлагало своим членам
“открытость по отношению к потусторонней реальности”, что, естественно,
приводило неизбежно в большинстве случаев к душевной патологии. Причем
некоторые из нео-спиритуалистических сект открыто вмешивались в
геополитические процессы (в частности, секта Муна, спонсорирующая и даже
учредившая некоторые мондиалистские комитеты). Пределом конвергенции нео
-спиритуалистических и сектантских движений стало течение Нью Эйдж (дословно
“Новый Век”, “Новая Эпоха”) - некое универсальное и довольно неформальное
объединение самых различных направлений нео-мистицизма и современных ересей.
Нью Эйдж постепенно стал как бы псевдо-религиозной составляющей мондиализма,
синкретическим и всеобъемлющем знаменателем всякой гетеродоксальной и
еретической мистики и религиозности. При этом Нью Эйджу покровительствуют
такие “выдающиеся”, с точки зрения современной конспирологии, персонажи, как
английский принц Чарльз, замешанный во все мыслимые мондиалистские,
сионистские и масонские комитеты, находящиеся в центре внимания
разоблачителей “мирового заговора”.
Особым подвидом
нео-спиритуалистического “заговора” можно считать “уфологический заговор”,
то есть “заговор тарелочников”. Здесь архетипическая парадигма конспирологии
достигает своей экстремальной формы, так как в центре “заговора” стоят уже
не просто люди, но “разумные существа с других планет”.”Пришельцы из
тарелок” являются “тайными правителями земли”, стремящимися установить
особый порядок, соответствующий особым “нормам космоса”. Часто уфологи
украшают свои доктрины такими выразительными подробностями, что кажется
даже, что они специально выдумывают их для того, чтобы максимально
удовлетворить запросы самих разоблачителей “заговора”.Существуют даже
версии, что “инопланетяне” и “пилоты тарелок” появляются не из иных миров, а
из “центра земли” (что точно соответствует традиционным представлениям о
местонахождении ада в центре земли, хотя, очевидно, подобное соображение
самим уфологам, отстаивающим концепцию “подземных инопланетян” -
“intraterrestre,” в голову почему-то не приходит.) Наиболее подробное и
детальное изложение уфологических теорий в конспирологической перспективе
можно найти в книгах Жана Робэна и ныне покойного Поля Бержье.
Странным образом сопряженными с “тарелочной” темой оказываются у
конспирологов и мотивы “нацистского эзотеризма”, впервые появившиеся в книге
Луи Повельса “Утро магов”, и послужившие в дальнейшем источником вдохновения
для целого ряда авторов , исследовавших эту тему.В этой версии
“заговорщиками” становятся бывшие гитлеровцы (особенно, гитлеровские ученые)
и их нео-нацистские сподвижники, которые стремятся установить мировое
господство посредством применения “альтернативной технологии” или особых
магических средств, разработанных в секретных лабораториях Райха и
спрятанных после поражения Германии во Второй мировой войне в Южной Америке,
в Канаде или даже в Антарктиде. Некоторые утверждают, что именно “нацистские
эзотерики” запустили “терелки” как свое “секретное оружие”, и надо признать,
что на самом деле первое членораздельное упоминание об НЛО датируется 944
годом, и мы находим его именно у английских летчиков, совершавших военные
вылеты над территорией Германии. Фрагменты этой “анти-нацистской”
конспирологической модели, утверждающей, что тайные силы Четвертого Райха
готовят человечеству страшную катастрофу в отместку за поражение в войне,
часто встречаются в средствах массовой информации и Востока и Запада,
нагнетая тот параноидальный страх перед “фашизмом”, который характерен для
пропаганды самых противоположных друг другу современных политических
режимов, часто не имеющих между собой вообще ничего общего кроме этого
лозунгового и навязчивого анти-фашизма.
11 Заключение
Конспирологические варианты
можно было бы продолжать перечислять, равно как и можно было бы развивать
каждый из уже перечисленных пунктов, выделяя в нем подвиды и отдельные
промежуточные версии. Точно так же можно путем сочетания тех или иных
аспектов конспирологических теорий “заговора” значительно расширить спектр
конспирологических возможностей, либо уже разработанных, либо остающихся для
разработки грядущим поколениям конспирологов. Как бы то ни было, для нас
важно было прежде всего проиллюстрировать конкретными конспирологическими
концепциями наш тезис о серьезности конспирологии как методологического и
даже идеологического феномена, в любом случае достойного детального и
беспристрастного изучения и анализа. Вряд ли следует упоминать, что во всем
мире этой теме посвящены не только сотни и тысячи книг, но и постоянные
конспирологические журналы и бюллетени, где содержится актуальная и свежая
информация по данной проблематике. Отсутствие чего-то подобного у нас, при
наличии явного тяготения множества публицистов да и простых людей к
конспирологическим темам и трактовкам, явно является печальным упущением и
приводит лишь к эмоциональным и яростным, но, увы, сплошь и рядом
некомпетентным полемическим спорам, никуда не ведущим и ничего нового в этой
области не открывающим. На наш взгляд, восполнить этот недостаток просто
необходимо.
С теоретической стороны, в заключение хотелось бы
заметить, что объединения различных конспирологических мотивов и гипотез нет
и в западных исследованиях, и это тем более прискорбно, что на европейских
языках нет недостатка в традиционалистской литературе, дающей все
необходимые принципы для сведения частных аспектов в единую
конспирологическую картину, которая не только бы с максимальной степенью
правдоподобности соответствовала исторической реальности, но и полнее всего
высвечивала бы фундаментальный бессознательный импульс, побуждающий все
новые и новые поколения исследователей, независимо от их политической и
идеологической направленности, обращаться к конспирологическому методу и
вновь и вновь воспроизводить разнообразные варианты единой и общей
конспирологической схемы как на глобальном, мировом, так и на частном,
локальном, уровне.
Москва, 1990
Библиотека традиционалиста | Арктогея | Ариес |Милый ангел | Вторжение | Элементы | Новый Университет
Конец мира | Каталог "Арктогеи" | FINIS MUNDI | Статьи Дугина | Книги Дугина | Поэзия | Артгалерея